SUBSTITUO - SUBVENIRE

For the People, by the People

~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~

I know, I have right to say so.........

Абхазия расположена в западной части современной Грузии (в исторической Западной Грузии). Начиная с 3 или 2 тысячелетия до Р.Х. в западном Закавказье, в основном, уже представлен картвельский (грузинский), собственно, западногрузинский этнос. Большинство ученых считает, что упоминаемые с 1-2 вв. до Р.Х. и проживающие на территории современной Абхазии апсилы и абазги являются такими же картвельскими (грузинскими) племенами, как и проживающие вокруг них сваны, лазы и др., а современные абхазы - это племя апсуа, переселившееся с Северного Кавказа в 17 в. Действительно, в позднем средневековье, вследствие непрерывных военных действий Османской Империи и уменьшения численности коренного населения на Черноморском побережье Грузии, в опустошенные низинные районы спускалось население с гор, а обезлюдевшие южные склоны Кавказа заселялись переселенцами с северных склонов Кавказа, которые также постепенно "спускались" в низину. Неизвестно, как именовали себя на своей прародине, на Северном Кавказе, те племена, которые просачивались на территорию Абхазии. Можно предположить, что и тогда они называли себя апсуа.

Авторство концепции северокавказского происхождения современных апсуа не принадлежит грузинским ученым. Об этом еще в 19 веке писали русские исследователи. Например, А.Дьячков-Тарасов в статье "Бзыбьская Абхазия" писал, что "абхазцы не всегда обитали там, где теперь живут, а предания их, многие исторические данные и обычаи указывают, что они пришли с севера и потеснили картвельские племена..."

Существует мнение (в основном современных абхазских историков), что древние абазги и апсилы - некартвельского происхождения. В данном случае главным является то обстоятельство, что культурно-исторически они, бесспорно, грузины. С 80-х годов 8 века, после объединения Эгриси и Абхазии в единое западногрузинское государство, произошло расширение термина "Абхазия-Абазгия". Этим термином обозначается уже вся Западная Грузия, абхаз-абазгом называется каждый западный грузин.

Абхазское царство, образованное в конце 8 века, было грузинским государством. Большинство населения составляли грузины: карты, эгры, сваны, собственно абхазы. Столицей царства был Кутаиси, центр грузинской культуры, языком общения и богослужения был грузинский. Если бы это было не грузинским, а собственно абхазским государством, то согласитесь, его столицей был бы не Кутаиси, а центр абхазского эриставства (княжества) Анакопия.

Именно в период существования Абхазского царства (9-10 века), при активном содействии царей Абхазети, в церковном отношении Западная Грузия вышла из-под подчинения Византийской церкви и, на правах Католикосата, вошла в состав Мцхетской (Восточногрузинской) церкви. Часть западногрузинских кафедр и до этого находилась под юрисдикцией Мцхетского Католикоса.

Чтобы окончательно освободиться от церковно-культурного влияния Византийской империи, цари Абхазети упраздняют греческие епархии и учреждают новые - грузинские. Так, например, абхазский царь Леон III учреждает грузинскую кафедру в Мокви, при Георгии II учреждена Чкондидская кафедра, при Баграте III - кафедра в Бедиа (кстати, Баграт III - первый царь объединенной Грузии из династии Багратиони - покоится именно в Бедийском храме).

Эти новые епископаты стали центрами грузинской культуры. С выделением Грузинской церкви из
Константинопольской Патриархии грузинский язык окончательно занял свое законное место во всей Западной Грузии, став языком богослужения. С 9 века почти на всех храмах, построенных на территории Абхазии, появляются грузинские надписи. Архитектура на территории Абхазии имеет общегрузинский характер и ни о каком "абхазском зодчестве" говорить не приходится. В Абхазском царстве были созданы грузинские агиографические и гимнографические произведения, при дворе абхазских правителей на грузинском языке была составлена хроника абхазских царей.

Как уже было отмечено, предстоятель Абхазской (западногрузинской) церкви - Католикос подчинялся Католикосу - Патриарху Всея Грузии. Так было и до объединения Грузии (10 век), и во время существования единой грузинской монархии (10-15 века), и после распада единого Грузинского государства (15 век). Дошедший до нас список абхазских (пицундских) католикосов показывает, что все они были по национальности грузины. Все. Без исключения.

В 19 веке, после незаконного упразднения автокефалии Грузинской церкви и создания Грузинского экзархата в составе Русской православной церкви, Абхазия входила в состав этого экзархата и, даже в условиях российского церковного управления, на Сухумскую епископскую кафедру часто назначались грузинские
архиереи. В 1917 году грузинское духовенство восстановило утраченную автокефалию, и с этого времени Абхазия, как отдельная епархия Грузинской церкви, управляется епископом Цхум-Абхазским. В течение многих лет во главе Цхум-Абхазской епархии стоял митрополит Илиа, нынешний Католикос-Патриарх Всея Грузии, Святейший и Блаженнейший Илиа II. В настоящее время архиепископом Цхум-Абхазским является владыка Даниил, который временно лишен возможности находиться во вверенной ему епархии.

 

 

правда о "Георгиевском трактате"

история Абхазии, кратко

На главную

 

 

]

Кликни здесь!



Hosted by uCoz