Абхазия
расположена в западной части
современной Грузии (в
исторической Западной Грузии).
Начиная с 3 или 2 тысячелетия до
Р.Х. в западном Закавказье, в
основном, уже представлен
картвельский (грузинский),
собственно, западногрузинский
этнос. Большинство ученых
считает, что упоминаемые с 1-2 вв.
до Р.Х. и проживающие на
территории современной
Абхазии апсилы и абазги
являются такими же
картвельскими (грузинскими)
племенами, как и проживающие
вокруг них сваны, лазы и др., а
современные абхазы - это племя апсуа,
переселившееся с Северного
Кавказа в 17 в. Действительно, в
позднем средневековье,
вследствие непрерывных
военных действий Османской
Империи и уменьшения
численности коренного
населения на Черноморском
побережье Грузии, в
опустошенные низинные районы
спускалось население с гор, а
обезлюдевшие южные склоны
Кавказа заселялись
переселенцами с северных
склонов Кавказа, которые также
постепенно "спускались" в
низину. Неизвестно, как
именовали себя на своей
прародине, на Северном Кавказе,
те племена, которые
просачивались на территорию
Абхазии. Можно предположить,
что и тогда они называли себя
апсуа.
Авторство концепции
северокавказского
происхождения современных
апсуа не принадлежит
грузинским ученым. Об этом еще
в 19 веке писали русские
исследователи. Например, А.Дьячков-Тарасов
в статье "Бзыбьская Абхазия"
писал, что "абхазцы не всегда
обитали там, где теперь живут, а
предания их, многие
исторические данные и обычаи
указывают, что они пришли с
севера и потеснили
картвельские племена..."
Существует мнение (в основном
современных абхазских
историков), что древние абазги
и апсилы - некартвельского
происхождения. В данном случае
главным является то
обстоятельство, что культурно-исторически
они, бесспорно, грузины. С 80-х
годов 8 века, после объединения
Эгриси и Абхазии в единое
западногрузинское государство,
произошло расширение термина
"Абхазия-Абазгия". Этим
термином обозначается уже вся
Западная Грузия, абхаз-абазгом
называется каждый западный
грузин.
Абхазское царство,
образованное в конце 8 века,
было грузинским государством.
Большинство населения
составляли грузины: карты, эгры,
сваны, собственно абхазы.
Столицей царства был Кутаиси,
центр грузинской культуры,
языком общения и богослужения
был грузинский. Если бы это
было не грузинским, а
собственно абхазским
государством, то согласитесь,
его столицей был бы не Кутаиси,
а центр абхазского эриставства
(княжества) Анакопия.
Именно в период существования
Абхазского царства (9-10 века),
при активном содействии царей
Абхазети, в церковном
отношении Западная Грузия
вышла из-под подчинения
Византийской церкви и, на
правах Католикосата, вошла в
состав Мцхетской (Восточногрузинской)
церкви. Часть
западногрузинских кафедр и до
этого находилась под
юрисдикцией Мцхетского
Католикоса.
Чтобы окончательно
освободиться от церковно-культурного
влияния Византийской империи,
цари Абхазети упраздняют
греческие епархии и учреждают
новые - грузинские. Так,
например, абхазский царь Леон
III учреждает грузинскую
кафедру в Мокви, при Георгии II
учреждена Чкондидская кафедра,
при Баграте III - кафедра в Бедиа
(кстати, Баграт III - первый царь
объединенной Грузии из
династии Багратиони - покоится
именно в Бедийском храме).
Эти новые епископаты стали
центрами грузинской культуры.
С выделением Грузинской церкви
из Константинопольской
Патриархии грузинский язык
окончательно занял свое
законное место во всей
Западной Грузии, став языком
богослужения. С 9 века почти на
всех храмах, построенных на
территории Абхазии, появляются
грузинские надписи.
Архитектура на территории
Абхазии имеет общегрузинский
характер и ни о каком "абхазском
зодчестве" говорить не
приходится. В Абхазском
царстве были созданы
грузинские агиографические и
гимнографические произведения,
при дворе абхазских правителей
на грузинском языке была
составлена хроника абхазских
царей.
Как уже было отмечено,
предстоятель Абхазской (западногрузинской)
церкви - Католикос подчинялся
Католикосу - Патриарху Всея
Грузии. Так было и до
объединения Грузии (10 век), и во
время существования единой
грузинской монархии (10-15 века),
и после распада единого
Грузинского государства (15 век).
Дошедший до нас список
абхазских (пицундских)
католикосов показывает, что
все они были по национальности
грузины. Все. Без исключения.
В 19 веке, после незаконного
упразднения автокефалии
Грузинской церкви и создания
Грузинского экзархата в
составе Русской православной
церкви, Абхазия входила в
состав этого экзархата и, даже
в условиях российского
церковного управления, на
Сухумскую епископскую кафедру
часто назначались грузинские
архиереи. В 1917
году грузинское духовенство
восстановило утраченную
автокефалию, и с этого времени
Абхазия, как отдельная епархия
Грузинской церкви, управляется
епископом Цхум-Абхазским. В
течение многих лет во главе
Цхум-Абхазской епархии стоял
митрополит Илиа, нынешний
Католикос-Патриарх Всея Грузии,
Святейший и Блаженнейший Илиа
II. В настоящее время
архиепископом Цхум-Абхазским
является владыка Даниил,
который временно лишен
возможности находиться во
вверенной ему епархии.
|